belayapusistaya (belayapusistaya) wrote,
belayapusistaya
belayapusistaya

Апокалипсис в искусстве

Ноябрь – месяц мрачный, мысли навевает разные, в том числе и о конце света... Шучу, конечно. Да и знакомство с книгой Софьи Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве» было начато задолго до наступления осени.

Не буду притворяться умнее, чем я есть – книга с полки мужа. Он интересуется и религией, и искусством, разбирается в истории культуры. Сказал, что никогда не читал текст Откровения и ему интересно его изучить, а вместе с этим ещё и знания в изобразительном искусстве подтянуть. А я редко какую книгу могу оставить без внимания.




Труд Софьи Багдасаровой - труд монументальный. Книга, по сути, является иллюстрированным изданием самой загадочной части Нового Завета, «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова». А иллюстрациями служат картины, созданные во временной промежуток в почти два десятка столетий, с третьего века до середины двадцатого.
В наше время сложно найти человека, кто бы не слышал фраз «число Зверя», «четыре всадника Апокалипсиса» , «альфа и омега», но гораздо легче найти тех, кто не читал первоисточник, откуда «родом» эти образы и понятия.

«Откровение» - единственный текст Нового Завета, который никогда не читают на православных богослужениях. До 15 века не существовало официального перевода этой части Библии на церковнославянский язык. Видимо, хватало людям страхов, кроме ещё и религиозных страшилок.
Интерес к идее конца света у людей был всегда. В наши дни текст «Откровения» служит источником неиссякаемого вдохновения для создания новых догматов новых религиозных течений. Им активно пользуются мормоны, Свидетели Йеговы, адвентисты седьмого дня и прочие. И ведь верят же люди! Это всегда больше всего меня озадачивает.

Помню, в детстве мы ждали конец света буквально каждое лето. Мы с соседскими ребятами, с которыми гуляли вместе, рассчитали – как образом, не спрашивайте, это тайна похлеще загадок Нострадамуса – что река и моря, которые должны встретиться посреди земли и затопить наш город, встретиться должны именно во дворе дома, где я жила. Каждый год мы с нетерпением ждали, когда же начнётся природная вакханалия. Думаю, мы в это ни секунды не верили, однако ожидание конца света добавляло в наше существование перчинку.

В Средневековье же люди на самом деле верили в наступления конца света, и не когда-то в неопределённом будущем, а буквально со дня на день. Поэтому «Апокалипсис» постоянно подвергался исследованиям и расшифровке. И, разумеется, ярчайшие образы из книги во все времена пытались изобразить художники. Это, на мой взгляд, самая увлекательная часть книги. Страхи людей и эволюция их форм в разрезе веков.

Мне кажется, «Апокалипсис» очень созвучен с современными настроениями. Пусть Земля и не сгорит в огне – оказывается, образ Терминатора, тонущего в расплавленном металле, тоже образ навеянный «Откровением», вы знали? - однако тяга к насилию, жестокости, излишней реалистичности, которая часто с реальностью совсем не совпадает, а является гипертрофированной её версией, наводит на мысли о том, куда движется мир.
Задумываетесь иногда о конце света? К новогодней ночи 2000ого бункер в подвале не строили?

Tags: Книги
Subscribe

Posts from This Journal “Книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments