
Для меня Сантарканджело ди Романья - это итальянская сказка. Так я всегда представляла себе ту самую "настоящую Италию", которую воспевают поэты и художники, ради которой туристы возращаются раз за разом в эту страну.
Когда я изучала, куда можно съездить из Римини, чтобы погрузиться в аутентичную итальянскую атмосферу, я наткнулась на рассказ о Сантарканжело в одном блоге, кстати, здесь, в ЖЖ. Фотографии этого города меня покорили. Вот оно! Воскликнула я. Это именно то, что я хочу увидеть в Италии. Оказалось, что добраться до Сантарканджело из Римини проще простого. А главное, это очень быстро. Туда мы поехали на поезде. В дороге провели всего десять минут. Единственное неудобство - это то, что до исторического центра, который был нашей целью, пришлось пройти около километра. Сам по себе путь очень комфортный – всё время по прямой. Однако из-за постоянных "застреваний" сына мы немного дольше потратили на дорогу, чем хотелось бы. Обратно мы ехали на автобусе. Автобусная остановка расположена ближе к центру, но дорога до Римини занимает немного дольше, около двадцати минут.



Данные о первом поселении на месте городка говорят о том, что люди поселились здесь в далёком 258 году до нашей эры. Особого расцвета город достиг в Средние века во время правления семьи Малатеста, о чём напоминает внушительная крепость, возвышающаяся над Сантарканджело.
В Сантарканджело родился итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрра. Гуэрра написал сценарии фильмов многих легендарных режиссёров, включая земляка Феллинни, с которым дружил, и Антониони. Сотрудничал с российскими деятелями кино, включая Тарковского, дружил с Беллой Ахмадулиной, которая перевела его стихи на русский. Женился на гражданке Советского Союза Элеоноре Яблочкиной.
В далёком 1975 году, во времена «железного занавеса», когда «наши люди», перефразируя легендарную фразу из легендарного фильма, «замуж за иностранцев не ходили», Гуэрра приехал в Москву на Международный кинофестиваль. Ему было 55 лет. Редактора «Мосфильма» Элеонору Яблочкину он встретил в доме друзей кино, куда пригласили на ужин иностранных гостей. Гуэрра поинтересовался, мечтает ли Элеонора увидеть Италию. Она ответила, что в СССР это практически несбыточная мечта.
Гуэрра вернулся домой, и скоро Лора получила приглашение в Италию, адресованное «моей невесте Э.Яблочкиной». Скромная барышня в ответ пригласила Тонино в Москву. Он прилетел и начался их роман, приведший к свадьбе двумя годами позже и к совместной жизни длиною больше 35 лет. Для обоих это был второй брак.
Они поженились в 77ом году в Москве. Свидетелями на свадьбе были Антониони и Тарковский. В ЗАГСе во время чопорной церемонии Тонино не смог сдержать улыбку и смешил свою невесту, а на банкете в ресторане уже серьёзно сказал: «Вот мы поженились с Лорой. И теперь мы будем слушать шум дождя и проживать все удивительные моменты вместе».
Когда Тонино появился на свет, первыми словами принимавшего роды врача были: «Немедленно дайте ребенку печеное яблоко!» И его музой стала Лора Яблочкина.
Пожалуй, про счастье семейной жизни не скажешь лучше, чем сам Гуэрра:
"Сегодня браки недолговечны, и бывшие влюбленные лишаются великого открытия — как это прекрасно идти вместе, держась за руки, к смерти. Многим кажется, что новые отношения принесут более сильные ощущения. Это не так. В итальянском языке есть такое слово, которое невозможно перевести на русский — «волер бене». Дословно это означает — хотеть хорошо. Есть «амаре» — любовь, а есть «волер бене». Это когда к человеку относишься так, что нет никого ближе его. «Амаре» держится на физическом наслаждении.
Самое сильное чувство на земле — это когда «амаре» перерастает в «волер бене». Нет ничего более важного на земле, чем чувство «волер бене». Оно приходит только через годы, прожитые вместе, и эти годы не должны унести доверия. Потеря такой долгой связи более трагична, чем потеря любви и уж тем более физического наслаждения. Потеря «волер бене» — это и есть настоящее, глубокое одиночество, абсолютная пустота. Мне посчастливилось пережить «волер бене». Мне будет девяносто, а рядом со мной Лора — моя жена, которую я нашел в России более тридцати лет назад.
Я встречался с удивительными историями любви. Я родился и живу там, где стоит замок Франчески да Римини, которую Данте поселил в Сант-Арканджело. Там она любила Паоло, там муж Франчески убил влюбленных. И поскольку все это произошло в десяти шагах от моего дома, нет истории любви для меня более яркой и близкой"
Итальянский сценарист и поэт Тонино Гуэрро родился в 1920 году в Сантарканджело и ушёл из жизни в 92 года там же.

В улочках Сантаркаджело хочется потеряться. Бродить и плутать по узким переулкам. Буквально за каждым углом таится сюрприз: захватывающий вид дух, очаровательные горшки с цветами, башня или струящаяся вниз брусчатка под древними арками.




Перед поездкой в Италию нас предупреждали - и я прочитала то же самое в книге Мохаммади "Bella Figura, или Итальянская философия счастья" - что ни в коем случае не просите, чтобы в итальянском кафе вам подали капуччино после 11 утра. Это моветон и вообще не стоит излишне ранить ранимую итальянскую душу. Однако чуткое обслуживание в Римини со стороны администратора отеля, ресторана и работников магазина, с кем мы успели пообщаться, притупили страх показаться невежественным туристом. И когда мы присели на тихой улочке в уютном кафе, я смело спросила у бармена, не поздно ли для капуччино. Чрезвычайно приветливый и отлично говорящий на английском мужчина заверил меня, что нет и мы с мужем смогли насладиться вкуснейшим напитком без ущебра нашей латвийской репутации :)


В Сантарканджело можно не только бродить по улочкам. Здесь есть любопытный Музей Пуговиц, можно заглянуть в замок, который обеспечил в своё время городу некоторое влияние, есть гроты-пещеры, назначение которых не до конца выяснено. Но, как вы понимаете, с нами был "вечно убегающий мальчик" и мы радовались тому, что хотя бы в кафе и в транспорте он вёл себя примерно.
Сын был сражён наповал колонками с питьевой водой. Он останавливался буквально у каждого и нажимал на кран десятки раз, радуясь тому, что из них течёт вода.

У одной такой колонки после бесконечных уговоров отойти от неё на пару секунд, пока я фотографировала мужа, сын вместо того, чтобы пойти к столику и скамейкам, куда мы его отправили, нашёлся...на стене. Откуда жалобно просил папу себя снять :) Я, конечно, сразу бросилась спасать неугомонное чадо, а бесстрастный муж заметил, что пока сын висит на стене, а не несётся по улице в неизвестном направлении, можно сделать ещё пару кадров.

Пока строчила этот текст и пересматривала фотографии, словно снова пережила тот яркий, тёплый, наполненный солнечными эмоциями день. Всем, кто приезжает в Римини, сердечно советую съездить и в Сантарканджело.





