belayapusistaya (belayapusistaya) wrote,
belayapusistaya
belayapusistaya

Про работу

Будучи мамой и домохозяйкой на полную ставку, я всё равно получаю весточки из офисного закулисья. За пятнадцать лет трудовой деятельности я повидала разных начальников, была свидетелем мини переворотов, реорганизаций, взлётов и падений, иступлённого стремления сделать карьеру даже во вред здоровью и личной жизни и много чего ещё. И главный вывод, который я сделала таков - от тебя зависит далеко не всё. Ты можешь быть умным, способным, преданным делу, приносить в жертву своё свободное время, проявлять лояльность, но ничто из этого не гарантирует успешной карьеры. В частном секторе может вмешаться кризис, смена акционеров и владельцев, случайная ошибка, одним словом, форс-мажор, который ты не мог предвидеть и предотвратить. В государственном - смена партии у власти, изменения в бюджете, принятые на высшем уровне решения.

Вот, например, пара примеров с моей последней работы в государственном учреждении.

Молодая, амбициозная начальница департамента. Умная, смелая, строгая, с феноменальной памятью и дипломатическими способностями, что чрезвычайно важно в нашей сфере, связанной с сотрудничеством с соседними странами. У неё всё получалось, она наладила крепкие связи с партнёрами, её все знали и уважали. Постоянно на работе после пяти, в отпуск только в исключительных случаях, всегда на телефоне. Однажды от перенапряжения ей стало плохо с сердцем и прямо в офис вызывали “скорую”. Ей тогда было 30 лет. Поднялась по карьерной лестнице с самого низа до предпоследней ступеньки наверху. И что же? Сменилась власть, и новое руководство, как водится, на ключевых постах пожелало видеть своих людей. Этой даме сделали предложение, от которого она не могла отказаться, её перевели в другую структуру. А потом и там случились перестановки, она получила временную должность, после которой её понизили до предыдущего уровня руководителя департамента. Но это уже департамент совсем другого уровня, чем был наш. Скучная, бумажная работа, совсем не отвечающая её блестящим способностям.

Второй пример - руководитель ещё более высокого уровня, в результате ротации (официальная версия), и после смены власти (на самом деле) приходит к нам начальницей. Уважаемый работник непревзойдённой компетенции, уходила ненадолго в одну из аудиторских ТОП-4, но вернулась, поддавшись уговорам. Умная, способная, но с человеческими качествами большой пробел. В общении с подчинёнными совершенно ужасна, рядом с ней все чувствовали себя никчёмными идиотами, которым место на улице. Помню, созвала она общее собрание нашего блока - несколько департаментов - под Рождество. Вместо каких-то, пусть даже банальных поздравительных слов, мы услышали, что впереди насыщенный период, кто не согласен пересиживать, может собирать манатки и на наше место очередь из двадцать человек стоит за воротами. Это было особенно смешно, учитывая, что я регулярно занималась отбором персонала - не будем о том, что этого и близко не было в моей должностной инструкции - и точно знала, сколько и какого уровня кадры присылают нам резюме и приходят на собеседования. Даже близко не двадцать, а уж подходящих обычно не было совсем, выбирали "из того, что было", потому что работать за двоих никому не хотелось. В общем, и этой "звезде" не повезло, и она попала под раздачу вместе с главным боссом, который, в принципе, был не совсем виноват, но "кого-то надо было показательно наказать".

Есть и случаи наоборот. Одна сотрудница, не на руководящей должности, но многолетняя и заслуженная, пережила все чистки и сокращения, а таковых мы пережили немало со времён кризиса 2009 года. Выполняла она лишь одну функцию - сводила вместе различные отчёты по выполненной работе. То есть департаменты присылали ей свои заполненные части, а она их соединяла в одно целое. Начнём с того, что разработанная ею форма была абсолютно неудобна. Текстовые отчёты в Excel'е. Кто пробовал, тот поймёт. Слова и предложения постоянно перескакивали, уползали и разбегались, а как листать этого монстра до нужной ячейки - это вообще было задание не для слабонервных. Номером два шли комментарии этой дамы к присланным отчётам. Если предложение не начиналось с даты, а таковая стояла где-то в середине, она всегда вставляла комментарий "Когда?" вместо того, чтобы сделать технический "cut-paste", три движения мышкой. А ведь это было её единственным заданием, тогда как мы были всегда загружены под завязку и с нехваткой персонала. Но такой человек нужен миру! Начальники менялись, а она оставалась, неизменная, как бельмо на глазу.

Ещё меня не перестают удивлять примеры, когда в больших компаниях предпочитают брать руководящих сотрудников со стороны, а не продвигать имеющихся. Да, бывают случаи, когда среди персонала нет людей с подходящей квалификацией, но я знаю немало случаев, когда такие как раз есть и они, не получив заслуженного повышения, просто уходят на другую работу. У меня самой высшее образование в сфере управления бизнесом, и я не вижу смысла в таких действиях. Я верю, что начальство чем-то своим, для них логичным, руководствуется, но это явно не теория мотивации лояльных сотрудников.

Всем известна фраза “незаменимых людей нет“. Так оно и есть, всегда найдётся кто-то другой, кто сделает твою работу, хуже или лучше, чем ты, это вопрос вторичный. Но почему-то мало кому приходит мысли о том, что эта фраза относится скорее к тому, что человек – существо уязвимое, переменчивое, смертное, наконец. Работник может заболеть, уехать, забеременеть и умереть. А не просто “не нравится – вали, дверь там”. Из моего субъективного опыта, люди, которых сложно заменить, всё-таки существуют. Я продолжала помогать по разным вопросам почти всем свои бывшим работодателям после ухода из компании, и они были рады платить мне деньги. Мой муж тоже остаётся на связи и на договорах сотрудничества с некоторыми бывшими нанимателями. Поэтому непонятно, почему нельзя было во время наших трудовых отношений как-то нас мотивировать, чтобы мы передумали уходить. Можно сказать, им так дешевле. Не совсем – на наших местах сидят новые, менее компетентные сотрудники, которым тоже надо платить зарплату.

В общем, я не к тому, что карьеру сделать невозможно. Многие её успешно делают и плавают в корпоративной среде, как рыбы в воде. Однако мне, как выяснилось опытным методом, всё-таки ближе свободная жизнь фрилансера. Жаль, что я ещё не нашла у себя талантов и навыков, которыми я могла бы зарабатывать, работая по собственному графику. Когда-то я немного подрабатывала письменными переводами, но у меня нет профильного образования, да и платят за это сейчас намного меньше, чем десять лет назад. Сейчас у меня есть время подумать над этим вопросом.

А вас не угнетает работа с 9 до 5? Или вам наоборот так легче, а работая из дома, вы не смогли бы контролировать своё время?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Век Адалин - наконец посмотрела

    Спасибо тому доброму человеку, который мне этот фильм посоветовал. К сожалению, не могу вспомнить, кто именно это был - помню только, что несколько…

  • Фестиваль света в Риге

    Давно не показывала здесь фотографии – это всё инстаграм виноват, расслабилась :) Но всё-таки у инстаграма есть свои минусы. В моём восприятии там…

  • Поймать большую рыбу - рецепт успеха от Дэвида Линча

    Когда автор книги - человек, добившийся успеха с помощью своего таланта и неординарности, а не попавшая в нужную волну кратковременной популярности…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments